Прот. П. А. Миртов на 110-м заседании Священного собора 1917-1918 гг.

Пятница, 07.04.2017 09:27

«Ни голод, ни пьянство, ни безработица и бедность, – пишет известный русский психиатр проф. Сикорский, – страшны для русского народа, а нечто более страшное, о чем заговорила психиатрия несколько десятилетий назад. Мы стоим пред алкоголизацией всего русского народа — вот ужас, значение которого затушевывается только общим глубоким в этом вопросе невежеством. Мы все толкуем о пьянстве, и постоянно смешиваем пьянство с алкоголизмом. Однако, это два явления, хотя и родственные, но похожие одно на другое, как целковый на 100 рублей. Алкоголизм — явление XIX века.

В конце 18 века был открыт способ дистилляции, т.е. выделки безводных спиртов. И вот, когда научились добывать спирт в сконцентрированном виде, тогда-то и появился алкоголизм, и стали входить в обычай напитки, действующие как чистый яд. Пьянство русская история знает давно. Еще в период богатырский наши предки напивались. Но тогдашнее пьянство сравнительно было тем безвредно, что требовало очень большого количества напитков. Тогда часто пили чару в полтрети ведра. Ясно, что вместе со спиртом в желудок вводилось большое количество воды, заставлявшее промывать весь организм, и в этой массе влаги алкоголь, как яд, растворялся, и его гибельное влияние в значительной степени ослаблялось. Но когда яд алкоголя поступает в организм в сконцентрированном виде, то организм не в силах бывает справиться с навалившимся ядом, он отравляется, и это отравление со всеми своими ужасными последствиями идет в глубь дальнейших поколений. Вот почему мы действительно стоим пред страшным злом алкоголизации всего народа, угрожающей нам дегенерацией, вырождением русской нации». И мы, поставленные на страже сил и сокровищ народного духа, должны с особенной тревогой помнить, что алкоголизм поражает прежде всего высшие стороны человеческой природы: чувство, волю, нравственность и работоспособность.

Если бы я обратился к накопленному запасу бытовых впечатлений, то мог бы набросать картину широких поражающих опустошений, которые алкоголизм производит в русской семье. Но думаю, что сознание каждого из нас объято этими тяжелыми впечатлениями нашей жизни. Я подчеркну лишь тот факт, что страшно разрушительное, гибельное влияние алкоголизма испытывает семья, как родник, откуда идут истоки всех наших творческих сил. Мне припоминаются слова одного великого мирового ума, который говорит, что потоки, приводящие в движение мировые жернова, зарождаются в незримых уголках человеческой жизни. Такого рода таинственным родником этих потоков и является семья. Не дайте же яду алкоголизма проникать и мутить этот чистый родник, ибо иначе отсюда потекут отравленные потоки. …

И ужас не только в том, что существует алкоголизм, а в том, что сознание этого ужаса не проникает глубоко в наше общество. И если бы вскрылась перед народом вся очевидность этого зла, то он, может быть, по-другому стал бы смотреть на него и далек бы был от покровительственного отношения к пьянству. …

…Мы не хотим нападать на алкоголиков, не хотим проповедовать и устанавливать презрительного отношения к ним, но, в то же время, и не хотим видеть их родоначальниками будущих поколений. Мы не можем не напомнить тех слов Священного Писания, по которым «пьяницы Царства Божия не наследуют», не можем не напомнить и слова апостола Павла, который говорит, что пьянство — источник блуда и того прелюбодеяния, которое Христос ставит поводом к разводу.

Церковь призвана оберегать семью… Она призвана охранять святость таинства брака, помня слова Христа Спасителя: «не мечите бисера перед свиньями, да не попрут его ногами». А разве алкоголик не попирает этот священный бисер, делая супружеское ложе тайной беззакония? … Я не буду останавливать внимание членов на убедительных данных статистики, которая, несмотря на отвлеченность своих цифр, очень красноречиво говорит о том, что алкоголизм является торной дорогой не в Церковь, а в тюрьму и на дно жизни. Я со всей настойчивостью поддерживаю мысль, что священное знамя благодатного таинства должно быть снято там, где алкоголизм издевается над тайной брака и отдает брачный союз на служение одной только похоти, которая рождает муки и страдания невинных искалеченных детей.

Прот. П. А. Миртов на 110-м заседании Священного собора 1917-1918 гг. Обсуждение доклада «О поводах к расторжению церковного брака» 22 марта (4 апреля) 1918 г. РГИА. ФОНД 833. ОПИСЬ 1. ДЕЛО 12.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *