Задать вопрос

В этом разделе Вы можете задать вопрос батюшке нашего храма.

Вопросы публикуются после просмотра их редакцией сайта.

Если Вы не хотите, чтобы Ваш вопрос был опубликован, обязательно сообщите нам об этом, указав в начале текста вопроса «Не публиковать» – тогда ответ будет направлен Вам только на указанный в письме адрес электронной почты.

Напоминаем, что общение в виртуальном пространстве не заменит личного общения со священником, а тем более – посещения храма и участия в Богослужениях.


364 ответа на “Задать вопрос

  1. Батюшка вот такая вот сложная ситуация! Мы часто с отцом ездим вместе в одной машине, вдруг с отцом что-то происходит, злоречиво с гневом, начинает осуждать кого-то, вплоть до того что сам с трудом останавливается…. А я когда слушаю это, становлюсь таким, как будто я сам согрешил только что гневом! Ум помрачается, тяжесть на сердце, боль, тяжело общаться с людьми! Что посоветуете делать в таком случае? Ведь я не грешу, я мучение испытываю, как после греха…

    • Уважаемый Николай! Поведение Вашего папы за рулем, к сожалению, не исключительно. Сложная ситуация на дороге способствует проявлению в людях негативных эмоций, а лучше сказать страстей. Очень хорошо, что Вы в своем вопросе не осуждаете своего отца, а пытаетесь разобраться со своими проблемами. Проявление страстей извне, со стороны людей, отражается и на нас самих. И речь и музыка и сами действия других людей пробуждают в нас определенные чувства, оказывают на нас определенное воздействие. Добро пробуждает в нас доброе, а зло — злое. Злое всегда омрачает нашу душу, оставляет тяжелый след, рану в душе. Этому можно и нужно противодействовать. Как? Человек творит зло (действенно или словесно) под воздействием нечистого духа. Что же этому нечистому духу противопоставить, как не «стяжание Духа мирного», по Серафиму Саровскому. Самый доступный способ в подобных ситуациях — многократное, внимательное повторение про себя молитвы Иисусовой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Попробуйте.

  2. Батюшка, благословите! Вот такой вопрос: Чем отличается канон о усопшем и последование по исходе души от тела? Что можно или лучше читать во дни поминовения (3,9,40,годовщины)?

    • Уважаемый Дмитрий! «Последование по исходе души от тела» — это тоже, что «канон о усопшем», но в «Последование», кроме самого канона входят начальный возглас иерея, предначинательные молитвы, заключительная молитва после канона, «отпуст» от иерея. Собственно канон состоит из девяти песней.
      Во дни поминовения можно читать Псалтирь, канон, литию. Читайте то, что Вам будет удобно читать, смотря по Вашему молитвенному опыту. Главное не количество, не продолжительность, а Ваше внимание, благоговение и любовь к усопшему.

  3. Здравствуйте!
    Я православная христианка , мой муж мусульманин .У нас есть сын 1 годик.
    Недавно его бывшая жена сделала обряд для возвращения его домой , обряд уже начал действовать .Поэтому муж очень переживает и не находит себе места. Не в какую не хочет возвращаться на родину , но обстоятельства вынуждают.
    Скажите пожалуйста могу ли я за него молиться и ставить свечки в церкви , и какому святому молиться ?
    Можно ли его защитить от злых сердец, например подарить ему какой нибудь оберег или талисман , который можно постоянно носить с собой?

    • Уважаемая Екатерина, молиться за своих ближних — обязанность православного христианина. Молитва матери, жены, друга защищает от нападок темной силы. Конечно, подать за супруга записку на литургии вы не можете, но дома в частной молитве вы должны молиться за него.
      Для Вас же, как для православной христианки доступны самые действенные средства — это Таинства Покаяния и Причастия. Божией помощи Вам.

  4. я иду служить в армию и меня мучает вопрос если начнется война и мне прикажут убить человека (врага) будет ли это считаться грехом ?

    • Уважаемый Дмитрий! Известно, что по церковным канонам человек, участвовавший в военных действиях (со всеми вытекающими последствиями), должен был понести серьезную епитимью и не допускаться до Таинства Причастия на протяжении 20 или 25 лет. Известно, также, что эта мера церковного прещения так и не нашла практического применения в Церкви. Дима, в своем вопросе Вы поднимаете необычайно важную проблему: отношение христианина к войне, отношение Церкви к войне. Так вот, Церковь за свою историю прославила огромное количество воинов, тем самым засвидетельствовав, что защита Отечества — дело угодное Богу. Даже навскидку сразу вспоминаются: святой мученик Георгий Победоносец, бывший талантливым полководцем и храбрым воином. А сколько русских святых воинов?! Святой благоверный князь Александр Невский, святой благоверный князь Димитрий Донской, преподобный Илия Муромец… Несть числа славным воинам нашей Отчизны. Конечно, все они выполняли свой долг с оружием в руках, а значит и убивали врагов. Но ведь убивали-то не из ненависти, не из корысти, а из любви к своим ближним; не по прихоти, а по долгу перед Родиной. В чем же отличие православного воина от любого другого? Кто-то очень верно подметил, что хороший воин — это человек готовый убивать и хорошо умеющий это делать… Но побеждает не тот, кто готов убивать, а тот, кто готов умереть, т.е. пожертвовать собой ради других. Эта готовность к самопожертвованию и отличает православного воина от всех прочих и делает его непобедимым. Тысячелетняя история нашей страны — сплошное подтверждение тому.

  5. Батюшка, здравствуйте. Скажите, пожалуйста, как необходимо подготовиться к Таинству Соборования?

    • Уважаемая Татьяна! Так как Соборования есть Таинство, в котором человеку отпускаются его грехи, которых он по своему неведению не исповедовал, не покаялся, но которые, тяготея над ним, могут являться причиной той или иной тяжкой болезни, то и подготовка к Соборованию будет заключаться, прежде всего, в исповедании своих грехов и чтении покаянных молитв, канонов. При отсутствии тяжелых заболеваний участвовать в Соборовании вовсе не обязательно. Соборование предназначенно немощным в силу болезни или старости. Соборование детей и молодежи (без крайней на то нужды) — нонсенс. Тоже можно сказать и о тех, кто не исповедывается и не причащается регулярно, т.к. Соборование ни в коей мере не заменяет Таинство Исповеди. Покаемся сначала в ведомых нам грехах, а затем уже будем просить отпущения неведомых нам грехов.

  6. Батюшка, извините за такой вопрос,но службы у нас иногда ведет другой батюшка,вы от нас уходите?

    • Уважаемая Анастасия! То, что в храме пророка Илии иногда служит «другой батюшка», говорит не о том, что я, недостойный священник Георгий Иванов, куда-то ухожу, а о том, что священников в нашей епархии становиться (слава Богу!) больше и есть возможность служить не одному, а двум священникам. Как видите, это обстоятельство позволило увеличить количество богослужений в неделю. У прихожан появилась альтернатива выбора духовного наставника, ибо один священник врядли может удовлетворить духовные запросы всех прихожан. А имя нового священника Евгений Малафеев, прошу любить и жаловать.

  7. Здравствуйте батюшка, подскажите пожалуйста как правильно поститься? Когда можно масло,а когда нет? Нашла календарь где указано, что в понедельник, среду и пятницу можно горячую еду без масла, во вторник и четверг с маслом,а в выходные можно рыбу,так ли это?

    • Уважаемая Анастасия! Великий пост — время строгих ограничений в пище. Эти ограничения способствуют достижениям цели поста: подготовке к празднику светлого Христова Воскресения — Пасхе через покаяние, смирение, духовное очищение. Предписания, касающиеся пищи во время Великого поста, Русская Православная Церковь почерпнула из Типикона — Устава, написанного для монастырей в IV в. преподобным Саввой Освященным. Типикон предписывает не вкушать мясо, рыбу, яйца и молочные продукты во все время Великого поста, за исключением Вербного воскресенья и Благовещения, когда допускается вкушение рыбы. В будни предписывается вкушение пищи без масла (естественно, растительного).

      Впрочем, мера гастрономического воздержания на время поста должна определяться каждым индивидуально. «Ревность не по разуму», в т.ч. и в посте не приносит добрых плодов. Поэтому при выборе принимаемых на себя постных ограничений немаловажно помнить о том, что Типикон (Устав) составлен для монастырей, причем находящихся в таких климатических условиях, которые сильно отличаются от наших. Т.е в нем предложены некие идеальные формы, к которым мы должны приближаться, учитывая при этом меру своего духовного роста и физические возможности. При возникающих сомнениях, связанных с воздержанием от тех или иных видов пищи, необходимо посоветоваться с врачом и священником.

      Интересные материалы о истории возникновения и традициях Великого поста можно найти по этой ссылке: http://azbyka.ru/parkhomenko/stati/pravoslavniy_post-all.shtml.

  8. Батюшка, подскажите пожалуйста, как вести себя при встрече с крестником (18лет). Он 2 года назад стал вегетарианцем. Ничего вразумительного по этому поводу сказать не мог. Теперь примкнул к кришнаитам, изучает их литературу, хотя с детства с мамой ходил в храм, исповедовался, причащался. Я молюсь о его вразумлении.

    • Уважаемая Евгения. В Вашей ситуации, прежде всего, нужно обратить внимание на Вашу проблему, которая заключается в том, что Вы (и к большому сожалению это не исключение!) взяли на себя ответственность перед Богом за ребенка, полагая при этом, что все устроится «само-собой». Может быть его маме не удобно было в просьбе отказать, может быть отнеслись к этому, как к всего лишь некоему обычаю, и не более того… Факт остается фактом — ребенок, по Вашей вере и Вашим Обетам, приносимым в Таинстве Крещения, не исповедует и, судя по всему, и не собирается исповедовать ту веру, которую исповедуем мы с Вами. Прежде всего, уважаемая Евгения, подумаем о том, чего не надо делать при встрече с крестником. Вы, наверное, согласитесь с тем, что наши страдальческие, трагические «мины», в соединении с укорами, упреками и нравоучениями имеют, как правило, мало успеха. Поэтому подобную манеру поведения нужно сразу отвергнуть, как бесполезную и вредоносную. Дальше. Чтобы правильно вести себя с крестником при встрече, нужно кое-что сделать заранее, а именно помолиться о нем. И делать это непрестанно, ежедневно. Затем, представить себя на его месте. Т.е. понять, что он уверен, что не делает ничего плохого, напротив, по крайней мере внешне, его нынешнее мировоззрение (сознание Кришны), налагает на него больше самоотречения и аскетизма, чем на Вас и на его маму (сравните предписания православного поста и свойственный последователям Прабхупады полный отказ от вкушения плоти животных, алкоголя, кофе, чая, табака, соития между супругами, не обусловленного желанием зачать и т.п.). Спорить с ним о превосходстве одного или другого учения — бесполезно. Да и вряд ли Ваш уровень богословского образования позволит Вам сделать это грамотно. Итак, нам с Вами остается одно, но радикальное средство. Любить и уважать его таким, каков он есть, уповая на Всемогущего Бога, Который в силах и мертвого воскресить, что Тот избавит Вашего крестника от вечной погибели и уставит его ко спасению на путь Истины.

  9. добрый день. скажите пожалуйста под каким именем хоронить, если по паспорту одно имя, а всю жизнь называли другим именем. Человек крещенный, но под каким именем никто не знает, так как крестных давно в живых нет и родителей тоже. почему то всю жизнь называли ольгой, а в паспорте родители указали другое имя.

    • Уважаемая Эва. Ваш вопрос не вполне ясен, чтобы дать на него простой ответ. Но попробуем разобраться. Что значит «под каким именем хоронить»? Если имеется ввиду регистрационная запись в ЗАГС и похоронном бюро, то, безусловно, эта запись будет отражать только те данные, которые указаны в паспорте. Что касается надписи на надгробной плите, то уместным, кажется, отразить официальные, т. е. паспортные данные. Если же речь идет о том, под каким именем ее отпевать (отпевали ее или нет?), то этот вопрос решается со священником, совершающим чин отпевания. Думаю, что при отсутствии сведений о имени данном в крещении, вполне уместно и отпевать и молиться о Вашей родственнице, как о рабе Божией Ольге. Здесь важным является то, чтобы об усопшей возносились Богу постоянные молитвы от тех, кто по долгу родства или близких отношений обязан это делать. А уж вопрос самого имени, поверьте, здесь второстепенен. Упокой, Господи, душу усопшей рабы Твоей Ольги, и прости ей всякое согрешение, вольное же и не вольное. И даруй ей Царствие Небесное!

  10. Здравствуйте,Батюшка.Я, работаю мед.сестрой бассейна дет.сада, м/д мною и уборщицей возникло разногласие повторно,ранее она намеревалась снять с детей нательные крестики, я ей воспрепятствовала,а на этот раз она нашла оброненный кем-то крест из золота и категорически настроена снимать кресты п/д заплывом.Разгневалась на меня, что я ответила «не мы их одевали- не нам и снимать».Помогите, мне ,батюшка.Научите, как правильно поступить.Спаси,Боже

    • Уважаемая Наталья. Возникшая проблема с нательными крестиками лежит вне компетенции как медсестры, так и уборщицы. Поэтому вряд ли Вы найдете решение, устраивающее обоих. Согласно законам нашей страны, этот вопрос решается родителями (и это очень правильно). Поэтому, попробуйте обратиться к родителям (лично или через объявление), чтобы они, во избежание потери крестиков их детьми, приняли соответствующие меры. Например: заменили дорогостоящие крестики простыми дюралевыми. Тонкие и непрочные цепочки лучше заменить крепким шнурком, завязывать который надо максимально выше, чтобы крестик не болтался и не зацеплялся ни за части тела, ни за какое-либо предметы. А с уборщицей постарайтесь не спорить, а вместе обратится к «третейскому» судье в виде тренеров и родителей.

  11. Батюшка, меня мучает вопрос — мой сын почти алкоголик, дважды разведен. Но ведь он вырос в храме. Я пришла к вере в 90-е годы и дети со мной всегда были. Что я делала не так? Конечно, я сама тогда только всему училась. Но ведь я учила их добру, мы много вместе читали, обсуждали. И их добрые глазки отзывались искренне на мои слова. Где же все это сейчас? И рядом многочисленные примеры того, что дети не разу в храме не были, а выросли внешне благополучными?

    • Уважаемая Татьяна! Прошу прощения за то, что так долго не отвечал на Ваш вопрос. Более того, я и сейчас вряд ли отвечу на него, ибо Ваш вопрос предполагает весьма обширный ответ. Кроме того, необходимо наше личное общение в рамках исповеди или беседы. Но у нас есть что Вам предложить. На нашем Приходе проводятся трехдневный цикл бесед «Школа Семейной Жизни» и десятидневный курс по преодолению табачной, алкогольной зависимостей «Школа Трезвения». Эти программы призваны помочь всем желающим разобраться в тех непростых вопросах, которыми задаются многие наши соотечественники. Подробную информацию об этих программах Вы найдете на нашем сайте в разделе «наш приход».

  12. Здравствуйте, Батюшка!
    Скажите, пожалуйста, совершается ли в нашем храме Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольне скончавшего? А на могиле усопшего. Конечно же я знаю обо всех церковных правилах в отношении самоубийц (мой сын является таковым). Я сама проходила и буду проходить исповедь и причастие, бываю и буду бывать на службах. Домашние молитвы за себя, близких и за сына — обязательны. О чине прочла только вчера. И что можно сделать в церкви в Троицкую родительскую субботу для упокоения души сына. В интернете читаю противоречивые толкования.

    • Уважаемая Елена! «Чин молитвенного утешения сродников…» действительно, совсем недавно составлен и благословлен к совершению в Русской Православной Церкви. Это значит, что служение этого молебного чина возможно и в нашем храме, по мере обращения соответствующих сродников (родственников). Но, мне кажется, что Вы, Елена, пытаясь всеми силами облегчить загробную участь своего сына (что вполне естественно в Вашем положении!), принимаете этот молебный чин не за то, что он есть на самом деле. Многие относятся к совершению этого чина, как к альтернативе отпевания. Это в корне не верно. Отношение Церкви к самовольно окончившим свою жизнь не изменилось. Ходатайство об этих несчастных дозволено приносить лишь в частных молитвах, при условии благословения на это. Чин призван испрашивать утешения именно для сродников. Что касается «противоречивых толкований» в интернете, то на всех официальных православных сайтах вряд ли есть противоречия по данному вопросу. Елена! Невозможность поминовения в Церкви самих несчастных, должно нам подавать повод к глубокому покаянию, а не к унынию и отчаянию. Каждый верующий христианин является живым храмом Божиим, а его сердце становится алтарем, из которого Господь приемлет все молитвы и воздыхания. Ответом на эти молитвенные воздыхания и будет утешение Духа Святаго, Которого Церковь и именует Утешителем (см. «Царю Небесный…»).

  13. Батюшка, грех ли дать милостыню просящему, если он потом пойдет и все данные ему деньги потратит на алкоголь?
    Как быть? И помочь хочется, и вроде даешь на хлеб… А получается, что даешь на водку…

    • Уважаемая Татьяна, вопрос о милостыне является для нас злободневным и не однозначным. С одной стороны мы знаем, что «блаженны милостивые», с другой — польза от нашей милостыни, зачастую, бывает очень сомнительной, деньги идут не на пропитание, а на пропой. Давайте разберемся — чем была милостыня изначально. С давних времен милостыня была средством поддержания жизни для нищих или оказавшихся в равном положении с ними. Евангелие повествует нам о слепцах, просящих у дороги (Ин. 9:8), и подобных им калеках. Эти люди получали милостыню в виде монет на пропитание. Милость ближних была для них единственным источником существования. Отсутствие милостыни значило для них голодную смерть.
      Что касается тех, кого сейчас принято называть нищими, то многие из них относятся, скорее, к категории «стоящих на торжище праздно»(Мф. 20:6). Как видим, милостыней (милостью) для таких людей являются уже не монеты, а предложение им поденной работы (Мф. 20:7). Конечно, не каждый может предложить просящему у магазина или храма поденную работу. Имея такую возможность, как настоятель храма, могу заранее сказать, что в подавляющем большинстве эти предложения отвергаются, т.к. эти люди уже привыкли получать деньги даром и отказываются от самой несложной и недолгой работы (подобрать мусор, повыдергать траву и т.п.). Желая сотворить милостыню, необходимо отдавать себе отчет, что многие из просящих, по своей слабости, используют полученное себе во вред. Но что же делать? Один прихожанин поделился следующим опытом: когда он встречает просящих у Свято-Троицкого храма, то идет в близлежащий магазин и покупает им хлеб, консервы, молоко и т.п. Когда же встречает подобных просителей у Свято-Одигитриевского собора, то предлагает чай с пирожками в ближайшем павильончике (не вызывающим подозрение в пьянстве бабушкам у ворот собора подает деньгами). Конечно, милостыня в таком варианте может превысить ту сумму, с которой не задумываясь можно расстаться подавая из рук в руки, но ведь и уверенность в том, что твои деньги не принесли вред не малого стоит. Возле нашего храма нет магазинов и павильонов (слава Богу), но ведь мы можем заблаговременно позаботиться о том, чтобы приготовить небольшой гостинец для тех, кто просто не устоит перед соблазном получив в руки деньги. Заканчивая ответ на Ваш вопрос, Татьяна, хочу подчеркнуть, что не считаю этот ответ бесспорным. Каждый в подобных случаях должен взять ответственность на себя и понять, что с каждого спрос будет разный, в соответствии с чистотой его намерений. Для одного дать милостыню — проявить милость, для другого — отвязаться.

  14. Здравствуйте, Батюшка.

    Мой муж вот уже 1 год и 9 месяцев живет и работает в другом городе (Новосибирск). Я к нему периодически приезжаю на несколько месяцев и возвращаюсь обратно к сыну во Владивосток (сын взрослый уже, но своей семьи пока нет).
    Приезжаю я к мужу по нескольку раз в год и муж приезжает к нам на неделю-две.

    Еще, у нас мама мужа 88 лет находиться в доме ветеранов. Устройством её в дом занималась я коло трёх месяцев, когда муж уже работал в другом городе. Также мой отец 80 лет находиться в реабилитационном центре в городе Улан-Удэ после инсульта. Инсульт случился весной этого года. Мне пришлось жить в Улан-Удэ больше двух месяцев. И до случая с инсультом я периодически навещала отца

    У меня произошла такая ситуация:
    Некоторое время назад через соц.сети на меня вышла женщина и начала описывать события имевшие место в моей семье, о которых знала только я, мой муж и сын. В общем она дала понять, что имеет какое-то отношение к моему мужу и к тому же сказала ,что у нее должен быть ребенок от него.

    Вечером этого дня я задала вопрос мужу. Он подтвердил, что действительно есть такая женщина, и они с ней периодически встречаются 1 год и 6 месяцев.
    Он мне сказал, что это только физические отношения и ничего больше, что ему важна я и сохранить нашу семью. Много раз извинялся за содеянное. Это оказалась женщина по вызову услугами, которой он пользовался всё это время.

    Передо мной сейчас стал вопрос, как поступить в данной ситуации? Простить его и постараться обо всём забыть или порвать отношения?
    Не могли бы Вы, пожалуйста, объяснить как мне себя вести в сложившийся ситуации.
    В моём понимании такие вещи не прощаются.

    Заранее благодарна.

    • Уважаемая Людмила! Ваш вопрос заключается в следующем: простить или порвать отношения… Ответить на это не просто. Сразу же надо сказать, что семья настолько важна для нас, что нужно приложить все силы для ее сохранения. Дело тут не только в личном благополучии, комфорте, но в ответственности, налагаемой на нас Самим Богом за сохранение семьи. «Что Бог соединил, человек да не разлучает». Я вижу здесь, по крайней мере 2 важных вопроса, на которые нужно ответить для принятия решения: 1) желает ли сам муж возвращения в семью; 2) что Вы готовы изменить в себе, чтобы подобная ситуация не повторилась в дальнейшем. В том, что виновен Ваш муж — нет сомнений, но судить его за его вину — дело не благодарное, не полезное. Бог ему судья. Гораздо больше пользы принесет анализ собственных ошибок, допущенных в своей жизни, в т.ч. и в отношениях с мужем. Что это даст? Мы имеем возможность покаяться в своих грехах. Покаяние (настоящее, искреннее!) меняет человека. А перемена в человеке ведет к перемене обстоятельств. Конечно, большинство людей, обиженных жен ведут себя в подобных ситуациях иначе. Мало кто может признать собственную вину в происходящем, сердце горит жаждой мести… Но разве это принесет что-то доброе? Как замечательно сказал некий Отец Церкви: «Если Бог на первом месте, все остальное — на своем». Это же правило касается и семьи. Не ожидая когда на первое место в жизни поставит Бога Ваш супруг (этого можно не дождаться), поспешите сделать это сами. А тогда, отвечая на вопрос «простить-не простить», подумайте: «а как хочет Бог?». Ответ будет всегда под рукой: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» (молитва «Отче наш»). Если мы не оставим, то и нам не оставит Господь. Слишком велик грех измены, чтобы простить? Но не мы ли изменяем Самому Богу ежедневно(!), оставляя путь спасения и погружаясь в суету мира, будучи заняты только удовлетворением своих сиюминутных прихотей? Даже имея намерение простить обидчика, мы должны помнить, что сделать это без Божией помощи и без признания собственной вины не удастся. Молитва и покаяние, участие в богослужениях и причастие Тела и Крови Христовых — вот, что нужно христианину всегда. Тем более, когда наступают такие тяжелые испытания. Чтобы простить, нужно молить Бога, чтобы Он помог нам сделать это. Не уверен, что ответ получился исчерпывающим, простите. Но за отсутствием необходимого в таких случаях личного общения с Вами, я еще раз отсылаю Вас с молитвами к Тому, Кого мы называем Утешителем, ибо нет такой скорби, в которой Он не мог бы (и не хотел бы!) подать утешение и наставление тому, кто с верою обращается к Нему. Храни Вас Господь.

      • Здравствуйте, Батюшка!

        Огромная благодарность за Ваше участие. Спасибо Вам большое за столь полный ответ на мой вопрос. Я теперь по-другому смотрю на произошедшие события.
        Вы мне очень помогли.

        Благодарю Вас ещё раз.
        Здоровья Вам и Вашим близким.
        Пусть хранит Вас Господь.

        С благодарностью, Людмила.

    • По-моему, отец Тихон дает вполне удовлетворительный ответ на Ваш вопрос. Могу добавить лишь, что и православные-то(!) не все спасутся. Все будет зависеть от того, насколько православен каждый православный. Что касается отношения РПЦ к другим конфессиям и иноверцам. Во-первых, употребление здесь термина РПЦ не совсем уместно. Русская Православная Церковь, являясь частью всей Святой Соборной Апостольской Церкви (см. «Символ Веры»), не может относится в вопросах касающихся вероисповедания иначе, чем вся вселенская Церковь. Будучи хранительницей и подательницей истины, может ли она и к иным религиям, исповедающим иное учение, относится как к равнозначным, истинным? «Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема»(Гал.1:8-9), — вот Вам ответ апостола Павла о других религиях. Вообще, что бы говорить о других религиях и формировать свое отношение к ним, надо, в первую очередь, изучить Основы Православия, во вторую — основы вероучений тех религий, о которых идет речь, и в третью — провести сравнительный анализ. Иначе мы говорим о пустом, о каких-то отрывочных, поверхностных сведениях из непроверенных и недостоверных источников. К самим же иноверцам (это уже отдельный вопрос!) Церковь относится С ЛЮБОВЬЮ! и только с любовью, желая и им спасения в лоне истинной Церкви, проповедуя открыто для всех спасительную истину, в надежде, что «Имеющий уши да услышит»(Мф.25:30).

  15. Сложно говорить о спасении с людьми, которые считают, что уже попадут в Царствие Небесное будучи крещенными. Одна моя знакомая (крещенная) утверждает, что все крещенные все равно после смерти попадут в Царствие Небесное,и она просто не понимает, почему верующие боятся попасть в ад:»Я же никого не убила, не украла…и т.д.»

    • Как быть, если люди задают нам вопросы, касающиеся веры, спасения, Церкви? Нужно трезво оценить свою компетентность и готовность к такому разговору, ответственность перед Богом и ближним за все, что нами будет сказано. Примером в этом нам служат святые отцы, многие из которых избегали отвечать на подобные вопросы, по крайней мере, до трехкратного обращения вопрошающего. К чему такая предосторожность? Этим испытывается чистота и искренность намерений вопрошающего, а заодно проявляется и наше смирение. Господь предостерегает нас от раскрытия истин тем, чей интерес вызван праздным любопытством. «Не давайте святыни псам и не мечите бисера (жемчуга) вашего перед свиньями» (Мф. 7:6) – предостерегает нас Господь. И тут же добавляет почему: «чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (там же). Исполнение этих слов Господних нам с Вами и приходится наблюдать, когда мы без должного рассуждения становимся «пламенными проповедниками» того, чего еще сами не постигли. Результат – обидели человека и сами обиделись, а к Церкви его не приблизили. Если человек серьезно интересуется вопросами веры, он непременно дойдет до Церкви, до конкретного православного храма, до служащего там священника, до работника церковной лавки и пр. Только в этом ему и надо помочь. Что касается конкретного вопроса, вернее мнения Вашей собеседницы, то я бы посоветовал ей задуматься: на основании чего она уверена в том, что все крещенные спасутся? Из каких достоверных источников она получила такие сведения? Как и бывает в большинстве подобных случаев, она «просто так думает», ей «так кажется». Ответ на любой важный вопрос, причем во всех областях знаний, требует изучения конкретных общепризнанных в той или иной области источников. В нашем случае таким источником является Священное Писание, либо его важнейшая часть – Евангелие. Так вот, согласно Евангелию, для спасения души (опять же: что мы под этим подразумеваем?) необходимо не только принять Крещение, но и жить во Христе, реализуя Его заповеди в своей жизни, причащаться Тела и Крови Христовых, «отвергнуть себя» и, взяв Крест свой следовать за Господом. Надо уподобиться Христу. Разве Крещение, само по себе, может решить эти проблемы? Так что, Татьяна, наши ответы на подобные вопросы должны быть четки, кратки. Не плох и такой вариант: «Простите меня, пожалуйста, я еще очень неопытна, сама многого не понимаю. Об этом Вам лучше поговорить со священником или прочитать на эту тему книжку». Такой ответ хорош тем, что никого не обидит и Вас приучит к смирению. Некоторые прихожане часто задают вопросы священнику, т.к. их кто-то о чем-то спрашивает и таким образом невольно берут на себя роль «испорченного телефона». Такая псевдо-проповедническая деятельность никогда не увенчивается успехом, а у «телефона» все больше растет мнение о себе, гордыня. Призываю к осторожности в подобных вопросах.

  16. Батюшка, здравствуйте. Скажите, пожалуйста, ведь Господь любит нас всех, почему тогда попускает скорби и страдания? Почему Господь допускает, что невинные люди погибают (например, в войнах), праведные страдают, а богохульцы, ярые атеисты, преступники живут «долго и счастливо»…

    • Скорби и страдания стали неотъемлемыми спутниками человечества со времени его грехопадения. Создав людей для общения с ними в любви, Бог оградил их от скорбей и страданий заповедью о не вкушении запретного плода познания добра и зла. Нарушение этой заповеди стало причиной отделения людей от Бога, от безмятежного пребывания в Его любви. Но предательство людей не послужило поводом для предательства Бога, Который вечен, постоянен и неизменен, в т.ч. и в Своей любви к людям. Трагические последствия нарушения заповеди, страдания и смерть, Он удивительным образом сделал средствами ко спасению, послав испить эту горькую чашу Своего Единородного Сына, Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому страдания и скорби, во-первых — это последствие грехопадения, во-вторых — горькое лекарство от смертельных болезней нашей души — страстей. Только тот, кто научился принимать эти снадобья со смирением и благодарностью ко Врачу-Богу, может исцелиться для возвращения к любящему Творцу. Что касается гибели невинных людей, то кого же можно назвать невинным, если даже великие святые видели себя согрешившими «горее (больше) скота» (3-я молитва «На сон грядущим»)? Дети, скажете Вы? Но могут ли наследники бедняков считаться богачами? Могут ли «зачатые во грехе» (Пс.50), родившиеся от грешных родителей не быть таковыми же? И если уж смерть для нас неизбежна, как переход из материального бытия в духовное, то не лучше ли совершить этот переход в состоянии наименьшей греховности, чем будучи изрядно обремененным грехами? Кому мы с Вами адресуем упрек: «праведные страдают»? Отцу, пославшему на распятие во искупление наших грехов Своего Единородного Сына? Сыну, не имевшему в себе и тени греха, но добровольно разделившему на крестном древе участь самых презренных и грешных? А насчет счастливой участи «богохульцев», атеистов и преступников — это уж вовсе клевета на промысел Божий. Бог поругаем не бывает, что посеешь — то и пожнешь. Вспомним, что многие из пострадавших во время сталинских репрессий были зачинателями безбожного переворота 1917г. глумившимися над Православной верой. А где Вы видели счастливых преступников? Тюрьмы — обиталища весьма печальные. Если же Вы имеете ввиду «счастливчиков» избежавших руки правосудия, то уверяю Вас — правосудия Божия не избежать ни кому! Возмездие за преступления и грехи не ограничивается тюремной камерой. Невыносимо тяжко человеку жить с грехом. Сам грех является для человека суровейшим наказанием и каждый грешник (преступник) наказан грехом (преступлением) уже в себе самом. Лучшая иллюстрация к этому — роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского (рекомендую).

  17. Батюшка, здравствуйте. У меня такой вопрос: в каких случаях обычно заказывают молебны святым и как часто? Можно ли заказать молебен святому пророку Илие о здравии ребенка (Ильи) в день его (ребенка) рождения? Вообще, заказываются ли молебны в день рождения? Спасибо.

    • Уважаемая Татьяна, святые, сподобившись от Бога особой благодати, могут ходатайствовать пред Ним за нас, несовершенных и грешных. При обращении за помощью к святым в различных нуждах мы должны учитывать следующее: в какой добродетели более всего преуспел тот или иной подвижник, или какую страсть удалось ему побороть с Божьей помощью. Так, например, при телесных недугах (болезнях) принято обращаться к безмездным (бескорыстным) целителям Косме и Дамиану, или великомученику и целителю Пантелеимону, т.к. они наиболее прославились добродетелью милосердия; в семейных нуждах принято просить помощи у св. благоверных Петра и Февроньи Муромских или блаженной Ксении Петербургской, т.к. эти святые являют нам образец супружеской любви. Также, в различных нуждах или в дни особых дат (напр. именины или день рождения) принято обращаться к своим небесным покровителям, в честь которых мы названы от рождения (или в Крещении). Так что в день рождения Вашего ребенка, Татьяна, (также как и в Ваш) и при любых других поводах вполне уместно заказать молебен святому пророку Божию Илие, т.к. он, являясь небесным покровителем нашего с Вами Прихода, является усердным ходатаем и за каждого из нас. Что же касается частоты заказа молебнов, то здесь важно лишь то, чтобы мы делали это не походя, а осознанно, серьезно, прилагая свою веру и упование на волю Божию, которая может и не совпадать с нашими желаниями. Немаловажное значение имеет и то, молимся ли мы сами на заказанном молебне или же, при невозможности личного присутствия, дома.

  18. Батюшка, подскажите, пожалуйста, разрешается ли мирянам по средам и пятницам (в дни сухоядения) во время Петрова поста кушать отварной овощной супчик? Или можно только сырые овощи, фрукты и хлеб (не подверженная термообработке пища)? В календаре указано, что это монастырский устав (сухоядение). Как быть?

    • Уважаемая Татьяна, предписания Устава о посте касаются, прежде всего монашествующих. Эти предписания являют нам некий идеал, к которому мы должны стремиться. Что касается мирян, то степень поста для них должна быть обусловлена различными обстоятельствами, как-то: уровень церковности, состояние здоровья, семейное положение и т.п. Рассудительность и благословение священника — залог поста богоугодного, на пользу и душе и телу. Т. что примите мое благословение на вкушение отварной пищи по средам и пятницам на время Петрова поста.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *