Иерей Георгий Иванов: Количество людей, ставших жертвами зависимостей, можно сравнить только с войной

Четверг, 07.11.2019 16:49

Председатель Православного общества «Трезвение» во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского и настоятель храма пророка Божия Илии города Улан-Удэ, иерей Георгий Иванов – о том, почему трезвость нужна не только подчиненным пагубной страсти, что является лучшим средством профилактики зависимости и как люди приходят к решению дать обет трезвости.

Светильник веры

– Отец Георгий, какие стороны служения Иоанна Кронштадтского Вам особенно близки?

– Он не просто наш молитвенник и ходатай пред Господом, но еще и светильник веры, образец. Поэтому меня как священника вдохновляет и его литургическая деятельность, и его социальное служение. Ведь основное наше направление – это просветительские программы «Школы трезвения», «Школы семейной жизни». С помощью Божией, с помощью Батюшки мы и пытаемся осуществлять нашу деятельность. У отца Иоанна есть чему поучиться.

– Чувствуете ли Вы помощь святого?

– Яркий пример участия нашего святого я увидел, когда приехал на Юбилейные торжества, связанные с 25-летием его прославления. То, что там было, выше всяких похвал, это неописуемо, удивительно! Целый год после этого мы как на крыльях летали, настолько были воодушевлены праздником.

Сейчас нам помощь Батюшки тоже нужна. Мы хотим построить на территории нашего прихода большой каменный храм в честь Иоанна Кронштадтского. Маленький, деревянный храм Ильи Пророка, в котором мы служим сейчас, уже не удовлетворяет наших запросов.

Если смотреть на эту задачу логически, она невыполнима. Но вот уже больше месяца мы каждое воскресенье собираемся и читаем акафист отцу Иоанну, совершаем молебен о благопоспешении, идем крестным ходом по предполагаемому месту строительства. Ходим и молимся. И вы знаете, мы ощущаем особое тепло, чувствуем, что все это не зря.

– Почему ваше Общество названо в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского?

– В первую очередь потому, что он помогал зависимым людям, поддерживал трезвенническое движение. Название было выбрано первым председателем, зачинателем Общества – протоиереем Олегом Матвеевым. Он, как и я, был участником прошлых торжеств Иоанновской семьи. Мы все с ним согласны: назвать общество трезвости в честь отца Иоанна – это правильное решение.

Трезвость нужна всем

– Батюшка, расскажите, пожалуйста, об истории создания общества «Трезвение».

– Общество было основано в 2003 году. Образовывалось оно под руководством тогдашнего благочинного, протоиерея Олега Матвеева, и включало в себя единомышленников, людей, объединенных православной верой, идеями патриотизма, служения Богу и ближнему своему с помощью утверждения трезвости. Все первые члены Общества единодушно приняли обет трезвости на всю жизнь.

У отца Олега были сподвижники, соратники, я в их числе. Ради того, чтобы помогать ближнему, в рамках нашей организации были созданы курсы по освобождению от алкогольной, табачной, наркотической и иных видов зависимости, получившие название «Школа трезвения», и прочие наши просветительские проекты.

Большинство членов нашего Общества – это вполне благополучные люди, которые не имели зависимостей как таковых, но они считают, что жить трезво лучше. По слову апостола Павла: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14:21). Ведь сколько таких «преткнувшихся» в стране! Количество жертв разве что с войной можно сравнить.

В результате в приходе, благодаря регулярной проповеди отца Олега, у нас сложилась серьезная община, и мы устраиваем целый цикл мероприятий: совершаем крестные ходы, участвуем в Рождественских чтениях, проводим беседы. Без всякого фанатизма, мы никому ничего не запрещаем, никого не заставляем, не осуждаем, упаси Бог, но просто говорим: так лучше. И те, кто принимает обет трезвости, на деле видят, что действительно так лучше.

Немало семей нашего прихода живет совершенно трезво. Они и раньше не имели зависимости, но теперь для них и для их детей с молодых лет норма – это трезвость.

Есть у нас и много неофициальных участников, прихожан других храмов. Они не входят в списки Общества, не платят трезвеннические взносы, но приезжают к нам, совершают вместе с нами крестные ходы, молятся. Это при том, что мы находимся за городом. Единомышленников у нас много. И в целом по епархии достаточно людей, разделяющих идею трезвости.

У нас в стране ведь основная проблема не в том, что пьяницы есть, а в том, что считают: трезвость нужна только им, алкоголикам. Это все равно, что сказать: целомудрие необходимо только блудницам. Нет, трезвость нужна всем.

Во Всероссийское Александро-Невское братство трезвости ежегодно записывалось 35-40 тысяч человек. А ведь еще были и другие подобные общества в России! То есть не все люди пили, многие разделяли идею здорового образа жизни. Это было нормально.

– Кого у вас больше – мужчин или женщин?

– Женщины у нас преобладают – так же, как они преобладают в храме, хотя и мужчин немало. Многие женщины приходят в Общество потому, что пьют их близкие. То есть, к идее трезвенничества их приводит проблема в личной жизни, а потом они сами дают обет трезвости, в меру своих сил пропагандируют здоровый образ жизни, в первую очередь, среди своих родных.

Благоприятная среда

– Взаимодействуете ли вы с какими-нибудь структурами, занимающимися реабилитацией нарко- и алкозависимых?

– Один из наших трезвенников, священник, регулярно посещает наркологическую больницу, но я не знаю, насколько это дело можно назвать перспективным, будет ли толк. Там люди находятся в крайне тяжелом состоянии, почти невменяемы.

Сейчас часто говорят о том, что надо «взаимодействовать». Но взаимодействовать с кем? С организацией «Анонимные алкоголики» сотрудничать нереально, потому что у нас разные концепции. С точки зрения Православия пьянство является страстью. Значит, и способы избавления от нее лежат в духовной сфере. А если ты бросил пить, минуя Христа, вовсе не значит, что страсть тебя покинула. Скорее, будет вариант, когда нечистый дух вернется и приведет за собой семь других духов, еще более злых (Мф. 12:43-45). Это мы и наблюдаем в реальной жизни.

Если человек воспринимает алкоголизм лишь как болезнь, то и обращается он только к  медикам. Но к врачу ходил, а врач не помог. Тогда занимаются нетрадиционной медициной. В результате человеку однажды говорят: посещай наши собрания, иначе тебе конец. Если собранию мешает работа – брось работу. Мешает семья – брось семью. Я изучал, чем живут «Анонимные алкоголики», и убедился, что сотрудничество с ними не представляется возможным. Хотя их название передает суть достаточно точно. Люди, как были, так и остаются алкоголиками, только уже сухими. Избавления от страсти у них не происходит. Соберутся, бутылки нет, остается только предаваться воспоминаниям, которые у всех одни и те же.

Поэтому самая благоприятная среда для избавления от страстей – это приход, а для кого-то монастырь. Нельзя назвать спасительным и создание специфических, замкнутых на себе общинок, где собираются бывшие алкоголики.

Приведу один пример. Лет десять назад была такая инициатива. В приходах собирались люди, освободившиеся из тюрьмы или имеющие все шансы туда попасть. Они не имели ни работы, ни жилья. Приход оказывал им помощь, и они тоже что-то пытались там делать, трудились по мере сил. Но когда они замыкались на себе, то начали жить «по понятиям». Когда они взаимодействовали с «внешними», это было еще не так заметно, но внутри коллектива – одна только жизнь «по понятиям».

Поэтому я бы не отделял людей в подобные сообщества. Есть приход. Хочешь – становись его частью. Наша «Школа трезвения» может в этом помочь, но мы ни в коем случае никого к себе не привязываем. И у нас нет такого, что какой-то один лидер сплотил вокруг себя людей. Ни мы, ни наши преподаватели, ни ведущие курсов этим не занимаются. Было время, когда мы что-то такое придумывали, зимой устраивали купания. Народу на купания приходило много, а в Церковь – нет. Поэтому мы бросили это дело, мы же не развлекательный центр.

– Вы сказали, что приход является благоприятной средой для избавления от алкозависимости. А можно в таком случае рассматривать приход как одно из средств профилактики зависимости?

– Это именно так. Гораздо эффективнее поиска путей избавления от зависимости – это вовсе не допустить ее развития.

В «Школе трезвения» мы нередко наблюдаем ситуацию, когда родители приходят со своей проблемой, но решив ее, они возвращаются к нам, только теперь уже приводят и своих детей. Школьников, иногда студентов. И надо сказать, эффект замечательный.

Мы не задавались такой целью специально, но дети приходят и с большой радостью принимают все, что узнают на курсах. Зависимости у них, конечно, нет, а предпосылки есть, потому что кто-то из их окружения пьет. Они говорят: «Нам предлагают другие подростки выпить, а мы не хотим, но думаем, может, что с нами не так. А теперь мы, слава Богу, словно от тяжкого груза освободились. Оказывается, с нами все в порядке, а что-то не так с теми, кто выставляет алкоголь». Теперь этим ребятам не надо доказывать, что черное это черное, а белое это белое, они все понимают сами.

Иногда в нашей трезвеннической среде даже пары складываются. Происходят хорошие, радостные вещи.

– Бывают ли случаи, когда родители никогда не имели алкозависимости, а их дети все же попали в плохую компанию и запили?

– Конечно, внешняя среда может повлиять, но основное воздействие на детей оказывает обстановка в семье. Многие дети считают нормой то, что они видят дома. Бывают исключения, когда в семье пьяницы вырастают непьющие дети, потому что им поперек горла встали побои, пьянство родителей. У таких детей ко всему этому безобразию появляется отвращение на всю жизнь.

Однако не так редко приходится встречаться с ситуацией, когда в семьях «культурно, умеренно пьющих людей» вырастают алкоголики. «Папа выпивал – и ничего, все нормально, и так каждый праздник, и так целый год». Таким детям потом практически невозможно избежать зависимости, если только их родители сами не повернут в сторону трезвости.

Вообще, никто не может гарантировать, что эти сопьются, а те – нет. Президенты и те спиваются, как мы видели, не говоря уже о простых смертных. Все может быть с каждым, но лучше жить трезво.

Что есть Истина

– Отец Георгий, расскажите о себе. Как Вы пришли к вере?

– О том, что существует некая высшая сила, я догадывался с детства. Однажды, когда учился в четвертом классе, это была середина 1970-х, я нашел в школьной библиотеке атеистические брошюрки. Прочитав их, увидел абсурдность атеизма. Именно эти книжки меня и натолкнули на размышления о Боге.

Уже потом, в годы Перестройки, в страну хлынул поток мистической, восточной, оккультной литературы, и я с жадностью ее поглощал. Все это очень захватывало, казалось правдой. В конце концов, наполнился таких знаний, что не знал, куда деваться. Стал размышлять, где правда, куда податься. Находясь уже в самом безнадежном состоянии, я начал молиться: «Господи, Ты знаешь, что я в Тебя верю. Спаси меня. Покажи мне, куда идти, поставь меня на этот путь».

Буквально через несколько дней после такого молитвенного обращения я попал на курсы, где говорилось об избавлении от пьянства, через них я и пришел в Церковь. Оказавшись в ней, я понимал, что, конечно, хочу жить религиозной жизнью, но Православие я почему-то не рассматривал как тот самый истинный путь. Тем не менее, решил поступить честно: я же недавно молился и получил ответ на вопрос, просто надо попробовать посмотреть на все это внимательно.

Стал молиться утром и вечером, продолжал читать Евангелие. Подготовился к Исповеди. Такие элементарные вещи, свои первые шаги я делал по-честному. И вскоре понял, что уже не нуждаюсь больше ни в каких доказательствах, потому что Бог настолько близок, что у меня все волоски даже дыбом стояли от чувства Его присутствия в моей жизни. В течение целого года было очень сильное ощущение близости Божией, того, что Господь не просто есть, но Он меня любит, желает мне спасения и все для этого делает. Так я обрел веру, и первое чем стал заниматься в Церкви – это трезвеннической деятельностью.

– А как Вы стали священником?

– Благочинный, благословивший меня на трезвенническое служение, рассказал нашему владыке, чем мы тут занимаемся, представил меня ему. Владыка спросил, хочу ли я послужить Богу. «Конечно, хочу», – ответил я. Он сказал: «Тогда в августе приезжай, подавай документы в приемную комиссию, в семинарию». Приехал, поступил, так и стал священником. Став иереем, я вернулся к трезвенническому служению, с которого начинал, но уже сам не мог вести «Школу трезвения» из-за занятости. Но, слава Богу, у меня прекрасная супруга, церковный человек, педагог по образованию, теперь она тоже этим направлением занимается. Она мой главный помощник.

В ожидании чуда

– Совсем скоро у Иоанновской семьи юбилей – 10-летие создания содружества. В связи с празднованием 190-летия со дня рождения Кронштадтского пастыря состоится торжественная встреча ее участников. Что Вы ждете от предстоящего мероприятия?

– У меня большое личное желание оказаться на этих торжествах, но одного моего хотения мало, тут еще надо, чтоб воля Божия была, как это было в прошлый раз. И в этом году, прежде всего, я хотел бы поехать на юбилей, чтобы просить у отца Иоанна помощи в строительстве храма. Дело это трудное, без чуда не обойтись.

– Ваши пожелания Иоанновской семье.

– Терпения и веры всем. Претерпевший до конца спасется (Мк. 13:13).

Интервью подготовил Геннадий Шипов, Иоанновский приход, г. Санкт-Петербург.
Статья размещена на сайте «Иоанновская семья».
  https://pravprihod.ru/family/novosti/4879-ierej-georgij-ivanov-u-vserossijskogo-batjushki-est-chemu-pouchitsja.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *